Новое поколение руководителей

Как современной компании справиться с кадровым голодом
Первая публикация этой статьи была сделана в журнале "Бизнес-секреты"
Ниже представлен оригинальный текст статьи
За последние 10-15 лет я наблюдаю, как мир бизнеса кардинально меняется. Всё чаще мы слышим разговоры не о том, что нужно компании, а о том, что действительно важно для сотрудников. И это не просто тренд — это целая культурная трансформация, которая заставляет многих из нас задуматься: не пора ли оставить старые шаблоны управления и обратить внимание на то, что действительно работает сегодня?
Я выделяю 7 основных направлений, изменения в которых позволят руководителю и компании успешно адаптироваться к новым вызовам бизнеса.
Лучшие кадры уходят туда, где им дают возможность быть собой и работать в удобных для них условиях
Роль новых поколений: миллениалы и Gen Z

Когда мы говорим о новых поколениях — миллениалах и представителях Gen Z — мы не можем не заметить, насколько их подход к работе отличается от тех, кто был до них. Раньше люди искали стабильность, долгосрочные рабочие места и гарантии. Помню, когда я начинал свою карьеру на судостроительном заводе я впервые увидел фамильные династии на производстве, когда сотрудник, его родители и их родители работали на крупном, градообразующем предприятии и даже не помышляли о том, чтобы сменить профессию. Для них производство и было жизнью, работа на предприятии и выпуск продукции было смыслом для целых семей.

Это больше не просто работа ради зарплаты

Сегодня молодые сотрудники говорят о важности баланса между работой и личной жизнью, о возможностях реализовывать себя и делать то, что имеет значение. Это больше не просто работа ради зарплаты — для них важно чувствовать, что они делают что-то полезное и значимое. Мы наблюдаем большое растущий спрос на различные курсы и тренинги, посвященные поиску своего истинного я, своего предназначения и реализации миссии. Эти вопросы, безусловно важны, однако, работодатель должен принимать их во внимание при работе с коллективом.

В процессе коучинга клиентов из сфер бизнеса я часто вижу, как старые компании, которые продолжают использовать жесткие корпоративные рамки и не дают гибкости сталкиваются с проблемами. Лучшие кадры уходят туда, где им дают возможность быть собой и работать в удобных для них условиях. И это заставляет задуматься: может, пришло время изменить подход?
Зачем ограничивать работников, если они могут быть столь же продуктивными, находясь дома или в любом другом удобном для них месте?
Гибкость и удалённая работа

Вторым фактором, появившимся в последние годы и изменившим рынок труда я отмечу удаленную работу, сюда можно отнести и гибкость в отношении рабочего графика. Технологии изменили наше понимание того, что такое работа. Раньше считалось, что сотрудники должны быть в офисе, под постоянным присмотром. Но пандемия научила нас что многие задачи можно выполнять удалённо, при этом не теряя в эффективности. Более того, многие люди ощутили, как это приятно — иметь возможность работать из дома, совмещая это с личными делами.

Я лично знаю немало людей, которые после перехода на удаленную работу не хотят возвращаться в офис. Для них это не только удобство, но и ощущение свободы. И я думаю, что компании, которые не готовы предоставить такую гибкость, рискуют потерять ценные кадры. Зачем ограничивать работников, если они могут быть столь же продуктивными, находясь дома или в любом другом удобном для них месте? Даже в таких консервативных сферах как производство, подобные предложения офисным сотрудникам могут повысить лояльность последних к компании и помочь ей выиграть в борьбе за кадры, особенно сейчас, в условиях кадрового голода.
Люди хотят работать в компаниях, где их ценности совпадают с корпоративными.

Корпоративная культура и ценности

Может показаться, что корпоративная культура — это что-то эфемерное, не имеющее большого значения. Но я всё чаще вижу, что именно она определяет, какой будет атмосфера в компании и кто придёт туда работать. Люди хотят работать в компаниях, где их ценности совпадают с корпоративными.
Это не значит, что каждый сотрудник должен разделять все идеи компании, но когда твоя работа перекликается с твоими личными убеждениями, это вдохновляет.

Хорошим примером является использование принципов управления, известных как “Управление по целям” (OKR). Цели сотрудников интегрируются в глобальную цель компании, реализация которой для рядового сотрудника становится не чем-то отдаленным из разряда “так хочет менеджмент”, а наполняется смыслом собственной реализации.

Сегодня всё больше сотрудников обращают внимание на то, насколько компания заботится о социальной ответственности, благотворительности и влиянии на мир. И я думаю, это правильное направление. Те, кто продолжает игнорировать эти вопросы, теряют не только потенциальных сотрудников, но и клиентов. Ведь люди голосуют своим выбором.
Но сейчас всё больше людей хотят не просто роста в иерархии, а личного и профессионального развития.
Развитие и поддержка карьерного роста

Раньше развитие сотрудников было чем-то, что должно было произойти само собой, если сотрудник достаточно долго проработал в компании. Но сейчас всё больше людей хотят не просто роста в иерархии, а личного и профессионального развития. Они ожидают, что компания будет поддерживать их на этом пути — обучать, развивать навыки, помогать находить новые возможности.

Стало популярным такое понятие как горизонтальное развитие, сотрудники хотят получать новые знания и расширять свои компетенции в разных сферах, а не в одном направлении.

И это уже не прихоть, а необходимость. Компании, которые инвестируют в своих сотрудников, получают более мотивированных, лояльных и продуктивных работников. И, наоборот, те, кто игнорирует этот аспект, сталкиваются с тем, что люди уходят туда, где их усилия действительно ценят. Ведь, в конечном итоге, мы все хотим чувствовать, что двигаемся вперёд, а не стоим на месте.
Компании понимают, что без заботы о физическом и психическом здоровье работников нельзя добиться высокого уровня продуктивности.
Благополучие сотрудников

Ещё один важный момент, который раньше игнорировался, — это благополучие сотрудников. Когда-то считалось, что работа — это работа, а личные проблемы сотрудник должен решать сам. Но сегодня всё больше компаний понимают, что без заботы о физическом и психическом здоровье работников нельзя добиться высокого уровня продуктивности.

Работники, которые чувствуют, что их здоровье — в приоритете для компании, не только меньше болеют, но и работают с большей отдачей. А программы поддержки здоровья, ДМС, гибкий график и возможность заниматься спортом прямо в офисе стали не просто приятным бонусом, а важной частью корпоративной культуры. Те, кто не обращает на это внимания, рискуют потерять лояльность своих сотрудников.
Сегодня люди хотят чувствовать, что их мнение имеет значение, что их голос слышен.
Повышение роли сотрудников в принятии решений

Старый подход к управлению строился на жёсткой иерархии: решения принимались на вершине, а сотрудники выполняли не задавая вопросов. На производствах было лишь единое главное мнение и это мнение основного акционера, генерального директора или начальника цеха.

Но времена меняются. Сегодня люди хотят чувствовать, что их мнение имеет значение, что их голос слышен. Это не только мотивирует, но и создаёт атмосферу доверия и вовлеченности. Возникает поток идей “снизу-вверх”, которые часто приводят к фундаментальным улучшениям в процессах внутри компании.

Когда сотрудники участвуют в принятии решений, они чувствуют себя частью чего-то большего. И это способствует лучшей командной работе. Компаниям, которые всё ещё держатся за иерархию, стоит пересмотреть свои методы. Ведь те, кто предоставляет возможность сотрудникам влиять на важные процессы, создают более устойчивые и гибкие организации.
Успешные лидеры — это те, кто умеет выстраивать доверительные отношения с командой, быть наставником и поддерживать своих сотрудников.
Трансформация модели лидерства

Последнее, но не менее важное — это трансформация самого понятия лидерства. На производствах лидер почти всегда воспринимался как строгий руководитель, который отдаёт приказы и контролирует исполнение. Его мнение является основным и все ключевые решения за ним. Но сегодня успешные лидеры — это те, кто умеет выстраивать доверительные отношения с командой, быть наставником и поддерживать своих сотрудников.

Мой личный опыт подтверждает тот факт, что мотивированная команда, где все члены коллектива имеют возможность высказать свое мнение и не боятся быть отвергнутыми добивается куда более выдающихся результатов, нежели четко-выстроенная система дисциплинированных исполнителей, зависящая от решений и мнения одного человека. Нашим руководителям крайне сложно признавать тот факт что они тоже могут ошибаться и их сотрудники, зачастую бывают более компетентны в некоторых вопросах.

Я вижу, как компании, где лидеры ориентированы на развитие своих подчинённых, процветают. Люди ценят, когда их не просто контролируют, а поддерживают, помогают расти и развиваться. И это даёт не только улучшение результатов работы, но и более сплочённые команды. Сотрудники не просто работают ради выполнения задач, они чувствуют, что двигаются к общей цели.

Все эти изменения — это не просто мода. Это необходимость, продиктованная временем и реальностью. Старые методы управления, основанные на строгой дисциплине и авторитаризме, больше не работают. Мир изменился, и, чтобы быть успешным, нужно адаптироваться.
Те, кто остаётся в рамках старых парадигм, рискуют остаться в прошлом.
Чтобы быть успешным, нужно адаптироваться

Если вы управляете командой или компанией, подумайте: какие из этих изменений уже произошли у вас? Что можно улучшить? Ведь в конечном итоге, компании, которые ценят и поддерживают своих сотрудников, выигрывают в долгосрочной перспективе. Те, кто остаётся в рамках старых парадигм, рискуют остаться в прошлом.

Пора пересмотреть свои подходы и сделать шаг вперёд. Этот путь — к новым возможностям, как для сотрудников, так и для самих компаний.
© Rakhas Group 2018-2024
Остались вопросы? Мы всегда на связи!